Гершом Шолем АЛХИМИЯ И КАББАЛА

С конца Средних веков, когда европейский мир позна- комился с еврейской мистикой и теософией, каббала рас- сматривалась как сложное переплетение множества концеп- ций. Название этого таинственного учения стало модным словечком в теософских и оккультных кругах времен Воз- рождения и эпохи барокко; первые христианские толко- ватели, включая Джованни Пико делла Мирандолу и Ио- ганна Рейхлина, объявили каббалу древнейшей и высочай- шей мистической мудростью человечества и чтили ее тра- диции. Поскольку тех немногих, кто был знаком с истин- ной каббалой, опасаться было нечего, каббала стала своего рода эгидой, под которой доверчивой публике можно бы- ло предложить буквально все, что угодно – от подлинно еврейских или иудаистического окраса медитаций глубоко христианских по духу мистиков и до карнавальных прима- нок геомантии и гадания на картах Таро. Понятие «кабба- ла» вызывало священный трепет и охватывало все на све- те. Даже наиболее чуждые для каббалы элементы запад- ного фольклора превратились в «каббалу»; даже естест- венные науки той эпохи, наподобие астрологии, алхимии и натуральной магии, в некотором смысле тяготели к ок- культизму. Над каббалой все еще довлеет эта тяжкая но- ша, что застилает порой ее настоящее содержание – тако- во communis opinio, мнение мирских и теософских адеп- тов, такова терминология многих европейских писателей и даже ученых. В нашем веке, благодаря шарлатанам, подоб- ным Алистеру Кроули, особенно же в XIX веке, усилиями Элифаса Леви, Папюса (Жерара Энкосса) и других фран- цузских теософов мартинистской школы, было сделано все возможное и невозможное, чтобы смешать все оккультные дисциплины со «священной» каббалой. Многие книги, на титульных листах которых гордо красуется слово «кабба- ла», не имеют с нею ничего или практически ничего об- щего. Гершом Шолем АЛХИМИЯ И КАББАЛА читать онлайн

0 Коментариев:

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.